На чемпионате мира по самбо, который недавно прошел в Бухаресте, наши самбисты завоевали 12 медалей. Шесть из них, в том числе две золотые, команде принесли девушки. Они с легкостью разбивают стереотипы о том, что единоборства — не женское дело, и рассказывают, почему материнство не просто не мешает карьере, а даже помогает.
Светлана Тимошенко
Завоевавшая очередной чемпионский титул Светлана Тимошенко — одна из самых титулованных самбисток Беларуси. Восемь с половиной лет назад она родила сына Владислава, и это стало поворотным моментом в карьере спортсменки:
— В самбо я уже порядка 24 лет. Начиналось все банально: записались в секцию одноклассницы, и я пошла следом. Потом увлеклась, начала ездить по соревнованиям. Первый приз, который получила, комнатные тапочки. Но до декрета в основном выступала в дзюдо. Стала двукратным бронзовым призером чемпионатов Европы, двукратной чемпионкой Европы среди молодежи. Словом, много медалей было. Но потом был период, когда очень устала от спорта психологически. Мне нужен был повод, чтобы немного отдохнуть и перезагрузиться. И все сложилось так, что я забеременела, родила, восстановилась и вернулась, полная сил, уверенности и надежд.
Причем вернулась Светлана уже не в дзюдо, а в самбо.
— С федерацией дзюдо после моего выхода из декрета отношения не сложились, а в самбо меня приняли. Чувствовала, что есть люди, которые ждут и верят в меня. Мотивации с рождением ребенка прибавилось: нужно обеспечивать семью да перед сыном не хочется упасть лицом в грязь. Вот и свои главные награды — три золота чемпионата мира — я завоевала уже после декрета.
С мужем Светлана разошлась. Он был далек от спорта, и в этом самбистка видит основную причину расставания: говорит, не каждый мужчина готов к тому, что жена все время будет на тренировках и в разъездах. Сейчас в воспитании сына спортсменке помогает мама:
— Пока я на тренировках и сборах, сын с бабушкой. Для меня лучший отдых — это время, проведенное с семьей. Хочется просто находиться рядом с родными, и не важно, дома или где‑то за его пределами. Но на соревнования я не позволяю родным приходить. Для меня это дополнительная ответственность и психологическое давление. Поэтому, думаю, и во время II Европейских игр поддерживать меня семья будет из дома.
Анастасия Архипова
Настя пришла в самбо вслед за старшими братьями. Замуж вышла также за спортсмена — в прошлом дзюдоиста и самбиста. А сейчас семейную династию продолжают дети трехкратной чемпионки мира, двукратной чемпионки Европы, на мировом первенстве в Румынии пополнившей свою богатую коллекцию наград серебряной медалью:
— Сейчас младшей дочери Маше два года, старшему сыну Егору — семь лет. Когда Егор был маленьким, очень много времени проводил со мной на сборах, а теперь и сам занимается дзюдо, болеет за меня на соревнованиях. Вместе с ним — дочка.
Анастасия признается: если бы ей пришлось делать выбор между спортом и семьей, она выбрала бы семью:
— Самбо — это мое любимое дело, но семья важнее. Поэтому, когда думала о возвращении в спорт после рождения второго ребенка, моим главным условием было, чтобы карьера была не во вред семье. Решила, что если буду приходить домой после тренировок раздраженная и уставшая, а моим детям не будет хватать внимания, завяжу. К счастью, удается все совмещать. Во многом помогают поддержка и понимание мужа. После рождения детей мне стало интереснее бороться. Ведь расставания и расстояния вознаграждаются медалями, это вдвойне приятно.
Марина Жарская
Сын еще одной чемпионки мира и четырехкратной чемпионки Европы Марины Жарской попал в зал, где тренировались самбисты, когда ему было всего десять месяцев. Спортсменка с улыбкой вспоминает:
— Примерно в такое же время у нас в «Стайках» начинались сборы, и мне пришлось взять Артемия с собой. Он только начал ходить, а тут оказался в окружении спортсменов, в зале шум‑гам, а еще свисток тренера... В общем, тренировка тогда не удалась — пришлось взять сына на руки и уйти из зала.
Сейчас младшему сыну самбистки четыре года, средней дочери — 8,5 года:
— Старшая дочь уже самостоятельная, может даже присмотреть за Артемием. А раньше детей буквально из рук в руки друг другу передавали.
Марина описывает свой обычный день: утром ведешь сына в сад, дочку отправляешь в школу, пьешь кофе и едешь на тренировку. Возвращаешься — готовишь обед, убираешь, снова едешь на тренировку... Большинству такой график показался бы сумасшедшим, но Марина Жарская говорит: ничего сложного.
— Домашние дела в основном на мне. Когда уезжаю на сборы, заблаговременно готовлю еду на несколько дней вперед, а уроки помогаю дочке делать через интернет — в вайбере или скайпе. Спорт закалил силу воли, трудолюбие и терпение, которые очень помогают. Конечно, без поддержки и помощи мужа в таком графике не обойтись.
Помимо собственных тренировок, Марина успевает позаниматься и в зале вместе с дочкой, которая второй год осваивает дзюдо и самбо, а параллельно с этим для общего развития ходит на плавание:
— Артемий в сентябре пошел на борьбу. Пока им все преподают в виде игры, и, если раньше я думала, что сын будет лениться, то уже сейчас замечаю в нем проявления характера. Гены! У дочки интерес к дзюдо и самбо появился после того, как она стала побеждать на соревнованиях. Поначалу приходилось уговаривать: поскольку девочек борется немного, Алисия иногда на тренировках занималась с мальчиками, а они, как ни крути, физически сильнее — проигрывала. В прошлом году выиграла три турнира среди девочек, где некоторые соперницы были весом на 5 — 6 килограммов больше. После этих побед появилось желание продолжать.